13 января 2012

Уроки быстрого чтения. Урок № 4. Дифференциальный алгоритм чтения.



На прошлом уроке мы познакомились с интегральным алгоритмом чтения. Узнали про семь блоков интегрального алгоритма чтения. А также узнали как надо читать в соответствии с этими блоками.
Тема сегодняшнего урока дифференциальный алгоритм чтения. Сегодня мы познакомимся с его блоками, узнаем про то, как надо читать в соответствии с этими блоками, а также узнаем в чем его отличие от интегрального алгоритма.
Так что же такое дифференциальный алгоритм чтения? Как читать в соответствии с ним?
Если коротко, то читать в соответствии с дифференциальным алгоритмом чтения означает обрабатывать по ходу чтения смысловую часть отдельных фрагментов. Обрабатывать не весь текст как при интегральном алгоритме, а именно смысловые фрагменты.
Фрагментом может быть отдельный абзац (а может быть и бόльший отрезок), могут быть несколько фраз, а может быть и просто одно предложение. Главное, чтобы это был законченный в смысловом отношении отрезок текста.
По ходу чтения читателю необходимо из текста выделять нужную информацию, далее, анализируя текст, выделять смысл, который затем преобразовывать в значение ─ доминанту.
А теперь, чтобы было понятней, коротко о том, что же означают “смысл”, “значение” и “доминанта”.
Смысл ─ это мысль, содержащаяся в словах.
 Значение ─ это сущностный предмет, который словесно зафиксирован в сознании человека.
Доминанта ─ это смысловая часть текста, его значение, которая выражается на языке собственных мыслей читателя. Доминанта определяется путем качественной переработки текста и анализа цепи значений по всему тексту статьи в целом.
Приведу несколько примеров, чтобы стало еще более понятней.
 “А. Пушкин”, “Великий русский поэт” и “Поэт, убитый Дантесом” ─ три выражения, различные по смыслу, но одинаковые по значению.
То же можно сказать про выражения “врач” и “доктор” ─ они имеют разный смысл, но одинаковы по значению (т.е. подразумевают тот же предмет).
Понятие “король Франции” имеет смысл, но применительно к настоящему времени значения не имеет, потому что в настоящее время нет такого предмета.
Научиться читать с помощью дифференциального алгоритма значит выработать новый эффективный способ перекодирования информации на язык собственных мыслей, для того, чтобы непроизвольно выявлять в основной смысловой части текста его главное значение ─ сущностную доминанту.
Возникает вопрос: а как же можно при быстром чтении не только глубоко и полно понимать текст, а еще и обрабатывать смысловую часть отдельных фрагментов?
В первую очередь, нужно научиться автоматически выделять из текста “золотое ядро” содержания, отбрасывая избыточную часть, которая в большинстве текстов составляет ни много ни мало до 75 %. Именно в “золотом ядре” сосредоточены основной смысл и значение текста.
 Кроме того, чтобы чтение было продуктивным, нужно заранее знать, что именно необходимо находить в каждом смысловом фрагменте текста, нужно научиться приему антиципации (предвосхищения, смысловой догадки). Именно этим навыкам и должны научить упражнения сегодняшнего урока № 4.
А теперь конкретно о блоках дифференциального алгоритма чтения (их три).
Сначала во фрагментах текста (в абзаце, в ряде фраз, а иногда и в отдельном предложении) необходимо выделять ключевые слова, содержащие основную смысловую нагрузку. Выделение ключевых слов и есть первый блок дифференциального алгоритма.
Затем, опираясь на ключевые слова, в тексте выявляются смысловые ряды (второй блок дифференциального алгоритма). Смысловые ряды ─ это непрерывные ряды пар слов,состоящие из комбинаций ключевых и вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять его содержание. Именно смысловые ряды и составляют “ золотое ядро” содержания текста.
Третий блок дифференциального алгоритма ─ это выявление значения (цепи значений). Уже в самом процессе чтения мозг быстро переводит содержание текста на язык собственных мыслей. Так уж устроен человеческий мозг. Нужно только как бы настроить (а точнее натренировать) его, чтобы он более эффективно выполнял эту операцию.
Чтобы лучше понять как используется дифференциальный алгоритм чтения, покажу пример разбора текста, который приводится в упоминаемой книге Кузнецова и Хромова.
              Текст :
Наш век не без основания называют веком статистики. “Статистика” — слово многозначное. Это и набор цифр, полученных определенным образом и характеризующих некоторое явление, и специальная социально-экономическая наука, и научный метод, широко применяемый как в общественных, так и в естественных науках.
В журналистской работе ко многим темам без статистики совершенно невозможно подойти. В частности, все, относящееся к вопросам народонаселения, прямо-таки основано на статистике. Относительная редкость статей на демографические темы (при громадном интересе к ним читателей и общественной важности этих тем) в немалой мере объясняется статистической малограмотностью многих журналистов, незнанием, как и с какого боку к этим вопросам можно подступиться.
Очень часто смысл цифр читателям непонятен. Один пример. Кто не слышал и не употреблял слов “средняя продолжительность жизни”? Для подавляющего большинства значение их таково: это средний возраст смерти в данное время. Однако истинный смысл их совсем иной: это средняя продолжительность жизни тех, кто родился в данном году, при условии, что на всем протяжении жизни данного поколения возрастные коэффициенты смертности будут такими же, как в год рождения. Таким образом, это величина расчетная и условная.
В этом отрывке подчеркнуты ключевые слова. Ниже показан порядок обработки абзацев этого текста по алгоритму.
В первом абзаце следующие ключевые слова: Статистика, набор цифр, наука, метод.
Смысловые ряды: 1.Статистика ─ это набор цифр.
                                    2.Статистика ─ это наука.
                                    3. Статистика ─ это метод.
Значения: Статистика ─ это наука и метод.
Во втором абзацеключевые слова: Статистическая малограмотность журналистов.
Смысловые ряды: Многие журналисты статистически малограмотны.
Значения: Многие журналисты не знают статистики.
В третьем абзацеключевые слова: Средняя продолжительность жизни ─ величина расчетная и условная.
Смысловые ряды: Средняя продолжительность жизни ─ это интервал жизни группы людей одного года рождения.
Значения: Средняя продолжительность жизни ─ величина расчетная и условная.

Нужно иметь в виду, что, выполняя упражнения в соответствии с блоками дифференциального алгоритма, мы тренируем мыслительные процессы как бы расчлененно, замедленно и по частям. При чтении они, разумеется, протекают иначе — быстро, одновременно и в значительной мере подсознательно. Но, чтобы навык такого чтения стал автоматизированным и мгновенным, тренировать его нужно дифференцированно. Иными словами, мы поступаем, как спортсмен, который, разучивая комбинацию, разбивает ее на элементы и тренирует каждый из них в отдельности.
Как же практически пользоваться дифференциальным алгоритмом? Прежде всего надо запомнить его содержание и порядок использования.
Тренировочный комплекс этого урока включает только два упражнения. Первое развивает смысловую догадку, явление, получившее название антиципации (предвосхищение). Второе упражнение предполагает медленное чтение с одновременной графической разметкой текста в соответствии с блоками дифференциального алгоритма чтения.
         Упражнения на приемы осмысления текста.
       Упражнение 1. Развитие смысловой догадки (антиципации).
1)      В статье объемом не более 6 тыс. знаков зачеркнуть слова в начале и в конце каждого предложения. Затем необходимо прочитать статью, пытаясь восстановить пропущенные слова по смыслу. Это упражнение выполняют двое учащихся, причем каждый читает текст, подготовленный другим.
2)      Читать страницу книги, закрыв последние пять букв всех строчек текста листом бумаги или линейкой. Затем закрыть начальные пять букв всех строчек и, наконец, первые и последние пять букв текста, стараясь угадать части по смыслу.
Упражнение 2. Дифференциальный алгоритм чтения.
1)      В тексте объемом не более 6 тыс. знаков сделать графическую разметку каждого абзаца в соответствии с алгоритмом. Затем прочитать размеченный текст. При чтении обращать внимание только на ключевые слова.
2)      Выполнить разметку еще одного текста и затем прочитать его, стараясь выделить сущностную доминанту.
Календарный порядок тренировок.
      а) Первая половина недели.
        1) Ежедневно читать 2-3 статьи, выполняя упражнение 1, п. 1. Излагать письменно        содержание статьи по пунктам интегрального алгоритма.
        2) Ежедневно читать 15-20 страниц книги, выполняя упражнение 1, п.2.
        б) Вторая половина недели.
3) Читать ежедневно 2-3 статьи, выполняя упражнение 2, п.1.
4) Читать ежедневно 2-3 статьи, выполняя упражнение 2, п.2.
5) Выполнять ежедневно обязательную норму чтения (впредь до конца обучения) : две статьи, один журнал ─ по специальности или научно-популярный и 50-60 страниц любого книжного текста. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий