Одним из пяти основных недостатков традиционных методов
чтения, как мы знаем из урока № 2, является артикуляция при чтении. Артикуляция
─ это проговаривание во время чтения (у кого-то про себя, а у кого-то и вслух),
которое сильно тормозит процесс чтения.
Как избавиться от этого недостатка мы узнаем из настоящего
урока № 5, который познакомит с упражнениями по подавлению артикуляции при
чтении.
Понятно, что если мы ставим цель увеличить скорость чтения в
разы, то достичь этого, не устранив артикуляцию, будет просто невозможно.
Добиться этого можно только при условии формирования нового
способа восприятия и понимания текста ─ исключительно за счет зрительного его
опознания. Проще говоря, надо научиться читать глазами, исключив из этого
процесса речеслуховые органы, а для этого надо устранить артикуляцию.
Для того, чтобы избавиться от артикуляции применяется
упражнение с постукиванием. Возникает вопрос: а какая связь между постукиванием
и артикуляцией? Самая прямая.
Установлено, что существует непосредственная и естественная
связь между движением руки и произнесением слов. Невозможно одновременно читать
вслух
и выполнять какое-либо упражнение рукой (например, выстукивать ритм) и при этом
не сбиваться. В процессе выполнения упражнений в этом смогут убедиться многие.
Итак, одновременно выстукивать ритм и проговаривать текст невозможно.
Но выстукивать ритм и воспринимать и понимать текст зрительно можно, и именно
этому учит упражнение с постукиванием.
А теперь перейдем непосредственно к упражнению с
постукиванием.
Упражнение с
постукиванием.
1) Постукивать карандашом по твердой поверхности стола
ударами в одну точку.
2) Ритм отбивать активным движением всей руки (не только
кисти) твердо, уверенно, четко.
3) При чтении про себя с одновременным постукиванием
постоянно на слух контролировать правильность ритма и главным образом его
непрерывность. Темп не сбивать.
Для
эффективного подавления артикуляции, как правило, достаточно чтения с
одновременным выстукиванием ритма в течение 15 ─ 20 часов. Однако, в
зависимости от индивидуальных способностей освоение упражнений у некоторых
обучающихся может протекать с некоторыми отклонениями.
В
основном при выполнении этого упражнения обучающиеся проходят четыре фазы
освоения ритма.
Первая фаза. Чтение с выстукиванием специального
ритма затруднительно. Получается что-либо одно: или чтение текста, или выстукивание
ритма.
Вторая
фаза. Чтение с постукиванием освоено, но понять текст не удается.
Третья фаза. Чтение с постукиванием освоено,
прочитанное понятно. Но по окончании чтения вспомнить прочитанное невозможно. Возникает
явление амнезии ─ мгновенного забывания.
Четвертая фаза. Текст читается с постукиванием легко
и свободно, ритм не мешает. Читатель все понимает и по окончании чтения может
воспроизвести прочитанное легко.
При выполнении упражнения в соответствии с
рекомендуемым ниже порядком следует помнить, что на первом этапе главное — это
добиться правильного и непрерывного выстукивания “рисунка” ритма. Надо иметь в
виду, что на этом этапе скорость вашего чтения несколько снизится. Это явление
закономерно, поскольку здесь надо не ускорить процесс чтения, а качественно его
изменить.
Освоение упражнения с выстукиванием ритма зависит от
многих индивидуальных особенностей читателей. Как было установлено, после
выполнения упражнений возможны три случая.
Первый. Скорость чтения с
одновременным постукиванием остается такой же, как и скорость чтения без
постукивания (до разучивания упражнения).
Это означает, что у обучающегося артикуляции практически не было. Таким людям
необходимо развивать способности к созданию ярких зрительных образов при
чтении.
Второй. Скорость чтения с
постукиванием выше скорости чтения без постукивания (до разучивания упражнения).
Была прежде значительная артикуляция. Ее подавление позволило ускорить процесс
чтения. В этом случае необходимо продолжать работы до тех пор, пока скорость
чтения без постукивания не будет такой
же, как и с постукиванием.
Третий. Скорость чтения с
постукиванием стала ниже скорости чтения без постукивания (до разучивания
упражнений). Была прежде слабая артикуляция. Здесь рекомендуется тренироваться
до тех пор, пока скорость чтения с постукиванием не сравняется со скоростью
чтения без него.
Календарный порядок выполнения упражнений с постукиванием.
а) Первая
неделя
1. Разучить правила выполнения упражнений и сам ритм.
Добиться четкого его воспроизведения непрерывно в течение 1—2 мин. Добиться
автоматизации выстукивания ритма.
2. Отбивая ритм, попытаться одновременно прочитать
что-либо вслух. Убедиться в невозможности одновременного выполнения этих двух действий.
3. Ежедневно, в течение всей недели читать 2—3 статьи
с одновременным выстукиванием ритма. Следить только за ритмом — первая и вторая
фазы освоения упражнения. Понимать прочитанное здесь не нужно.
б) Вторая
неделя
4. Необходимо ежедневно проверять правильность
выстукивания ритма. Также ежедневно в течение 2—3 дней читать с постукиванием 2 — 3 статьи, стараясь
понимать читаемое в процессе самого чтения (третья фаза освоения упражнений).
5. Ежедневно в течение 2 — 3 дней читать с
постукиванием различные тексты по специальности, стараясь понять и запомнить
прочитанное и в самом общем виде, и в деталях (четвертая фаза).
6. Прочитать с постукиванием статью по специальности
объемом не более 8 тыс. знаков, затем, продолжая постукивать, закрыть глаза и мысленно
изложить содержание прочитанного, отвечая на стандартные вопросы в соответствии
с блоками интегрального алгоритма.
7. Прочитать контрольный текст объемом в 3 ─ 4 тыс. знаков
с постукиванием и вычислить скорость чтения по формуле. Подвести итоги освоения
упражнений с постукиванием, с учетом трех вариантов разобранных выше случаев.
Добиться максимального эффекта подавления артикуляции.
В заключение этого тренировочного комплекса прочитать
любой текст, но уже без постукивания, измерить скорость чтения и отметить ее
рост. В случае удовлетворительных результатов впредь читать тексты без
постукивания, но 1 —2 раза в неделю полезно вспоминать ритм и проигрывать его
про себя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий