05 ноября 2011

Уроки быстрого чтения. Урок № 2.


Сегодняшний урок № 2 мы начнем, как уже сообщалось в предыдущей статье, с теста на определение того, как вы читаете.

Урок № 2. Как вы читаете?

1)Всегда ли вы, начиная чтение, имеете четкую цель и мотив?
– Всегда очень четкую и чтение мотивировано…...........................…............……........….… 10
– Всегда приблизительную и без мотива……....……....… 6
– Иногда………………………………………….…..….…..... 4
– Лишь изредка……………..……………………..…...……..… 2
– Никогда……….………………………………………………... 0
 2)Меняете ли вы скорость чтения на протяжении одной статьи?
– Постоянно меняю………………………………..………..… 10
– Иногда………………………………………….……...……….. 6
– Скорость определяю перед началом чтения заранее..  4
– Всегда читаю со средней скоростью…………………..... 2
– Всегда читаю очень медленно……………….……….....… 0
3)Удается ли целиком сосредоточиться на тексте?
– Удается всегда ………………...............…………........…. 10
– В основном удается ………………………………..…....…. 6
– Лишь в случае, если материал очень интересный ..…  4
– В редких случаях ……………………………..……...……… 2
– Не удается …………………….……………………..……… 0
4)Можете ли вы быстро понять структуру читаемого текста?
– Построение текста чувствую всегда …..………....…. 10
– Понять, какие разделы наиболее важны, мне удается быстро ………...................................…….   ........................ 6
– После прочтения небольшой части уже представляю себе структуру …....................................  ..........................4
– Разбираюсь в структуре только после того, как прочитаю весь текст .................................…................... 2
– На структуру не обращаю внимания ………….....….… 0
5)Можете ли вы понять сразу смысл целого предложения или хотя бы части его?
– Могу всегда ………….............................................. 10
– Могу, если текст легкий ….............................….. 6
– Иногда ................................................................….. 4
– Изредка .................................................................... 2
– Не могу .................................................................... 0
6)Возвращаетесь ли вы повторным взглядом к уже прочитанному тексту ?
– Никогда …………….................................………...... 10
– Если есть знакомые места то возвращаюсь...... 6
– Иногда возвращаюсь из-за непонимания слов .... 4
– Иногда, если не понимаю смысла текста ……… 2
– Возвращаюсь часто по различным поводам ....… 0
7)Водите ли вы по строке пальцем либо карандашом или следите за текстом движением головы?
– Голова и руки всегда без движения .........................… 10
– Иногда двигаю головой ….....................……….…....…. 6
– При чтении важных мест вожу пальцем по тексту .. 4
– Часто ……………………………………….......……......…. 2
– Всегда так делаю ……………………..…....................... 0
8)Проговариваете ли вы вслух или про себя то, что читаете ?
– Всегда читаю молча и думаю, что не проговариваю..10
– Не могу ответить точно …………………................…. 6
– Произношу отдельные (трудные) слова .................…  4
– Часто ловлю себя на том, что проговариваю читаемый текст ….............................................………...…............... 2
– Всегда читаю с артикуляцией ….....................………. 0
9)Возникают ли у вас образные представления того, что читаете ?
– Возникают всегда…..................................................… 10
– Иногда ........................................................................…. 6
– Затрудняюсь ответить .........................................…. 4
– Очень редко …….................................................……… 2
– Никогда ……………..................................................….. 0
10)Как двигаются ваши глаза при чтении ?
– Вертикально, плавно и быстро по середине страницы..10
– Зигзагообразно от строки к строке................................. 6
– По диагонали ………………………….......................………. 4
– С остановками на каждой строчке ...............................… 2
– С остановками на каждом слове …...............................… 0

Общее число баллов
Профессиональный читатель …………. до 100 баллов
Обученный навыкам быстрого чтения . от 70 до 80 баллов
Эрудированный (но не обученный быстрому чтению) ……………........……..............................…..  от 40 до 60 баллов
Большее число читателей получает .. от 20 до 30 баллов

Темой следующего 3-го урока будет интегральный алгоритм чтения.

А теперь, прежде чем начать занятия, определимся, в чем основные недостатки традиционных методов чтения. Этих недостатков 5.

1.Регрессии при чтении.
2. Отсутствие гибкой программы чтения.
4.Малое поле зрения.
5. Отсутствие внимания при чтении.
1. Регрессии – это возвращения глаз по ходу чтения назад к уже прочитанному, с целью повторного прочтения отдельных участков текста. Этот недостаток является по большей части просто ненужной привычкой, от которой необходимо избавиться. Никогда (!!!) не следует возвращаться к уже прочитанному. Обязательно необходимо дочитать текст до конца (даже если он очень сложный) и после прочтения попробовать вспомнить прочитанное. Если не удается вспомнить так как хочется, можно прочитать текст по новой. Но тоже без регрессий, глаза должны двигаться только вперед. Это надо помнить постоянно. Неплохо было бы даже записать это большими буквами, и держать в месте, которое бы было часто перед глазами, например, на письменном столе. Начинайте читать без регрессий прямо с сегодняшнего дня, с этой минуты. Ломайте свою привычку –  читайте без регрессий. Читать без регрессий –  одно из важнейших правил техники быстрого чтения.
2. Отсутствие гибкой программы чтения означает, что зачастую читатель читает медленно и в том случае, когда в этом есть необходимость  и когда в этом нет необходимости. Если в тексте много “воды”, то вы ничего не потеряете, если прибавите скорость чтения.
3. Артикуляция при чтении – это проговаривание (иногда в уме, а иногда и вслух) во время чтения, которое сильно тормозит процесс чтения.
4. Малое поле зрения – это небольшой участок текста, который видит читатель в отдельные моменты процесса чтения. По ходу занятий можно будет обучиться тому, чтобы взор охватывал сразу большую часть  читаемой страницы.
5. Отсутствие внимания при чтении. Но здесь все понятно. В ходе обучения и этот, и все вышеперечисленные недостатки будут устраняться по ходу выполнения соответствующих упражнений.
В книге Кузнецова О.А. и Хромова Л.Н. “Техника быстрого чтения” (М., “Книга”, 83 г.) шестым уроком идет упражнение на созерцание зеленой точки, которое направлено на решение одновременно двух задач: расширение оперативного поля зрения и тренировку внимания (сосредоточения).
Учитывая то обстоятельство, что это упражнение необходимо выполнять довольно-таки длительное время (в течение трех месяцев), думаю, что будет продуктивней начать его выполнение с самого начала занятий. Поэтому всю необходимую информацию об этом упражнении и о том, как выполнять ее я изложу сегодня.


Упражнение на созерцание зеленой точки.

Порядок выполнения упражнения:

1) Упражнение выполняется в течение трех месяцев ежедневно без перерывов, непосредственно перед сном.
2) Перед началом выполнения цикла упражнения напечатайте расположенный ниже текст с зеленой точкой посередине на отдельный лист и наклейте его на плотный картон. Читайте текст, размещенный на этой странице, только один раз, внимательно и не спеша.
3) Садитесь за письменный стол. Листок с текстом перед вами. Спокойное ровное освещение. Ноги свободно касаются пола (не перекрещивать), руки на столе, все тело расслаблено, дыхание ровное спокойное. Никаких отвлекающих мыслей.
Обращаю внимание на то, что здесь имеются элементы аутогенной тренировки, методика которой,кстати, имеется в моем блоге и которая,кстати, очень полезна для освоения этого упражнения.
4) Основное задание: 10 минут созерцать зеленую точку, размещенную в центре страницы с текстом. Думать только о ней. Посторонние мысли отгонять. Главное – концентрация внимания взора на зеленой точке, все ваши мысли, ваше сознание  должны быть связаны с зеленой точкой. Максимальная концентрация сознания.
5) По окончании 10 минут необходимо закрыть глаза, прикрыть их ладонью правой руки и сразу лечь спать. Иллюзия продолжения созерцания точки должна быть последним зрительным образным впечатлением прошедшего дня.

Как уже было сказано, это упражнение решает одновременно две задачи: тренировку внимания (сосредоточения) и расширение поля зрения. На первом этапе (первая и вторая недели) ставится задача тренировки и концентрации внимания.
Контролируя свое поведение, усидчивость, следует постоянно возвращать свои мысли к зеленой точке. Затем (третья и последующие недели) необходимо постоянно расширять объем вашего восприятия по активному полю зрения. Следует стремиться увидеть одновременно с зеленой точкой все большие фрагменты текста – справа и слева, сверху и снизу.
Вначале вы пытаетесь расширить поле своего зрения в ширину, по горизонтали. Не упуская из поля зрения зеленую точку, вы стремитесь увидеть всю строчку текста, исходя из центра страницы по горизонтали. Когда вы успешно это выполните, можно постепенно увеличивать объем вашего восприятия. Теперь вы должны видеть одновременно с точкой две - три строчки текста вверх и вниз. Что значит видеть? Видеть одновременно с точкой – прежде всего не читать текст, а ощущать его наличие как графическое обращение зеленой точки.
Чтение всегда по необходимости связано с движением глаз, сменой их точек фиксации. В этом же упражнении это запрещено. Весь период выполнения цикла упражнения взгляд фиксирует только зеленую точку. Следовательно, видеть – это не читать текст, а боковым зрением пытаться только различать контуры, очертания окружающих точку слов, фраз, предложений. Постепенно вы должны видеть все большие и большие фрагменты текста. Конечная цель этого упражнения, что и бывает реализовано в большинстве случаев при правильном и аккуратном его выполнении, в следующем: 10 минут вы свободно созерцаете зеленую точку, не отвлекаясь на посторонние мысли, кроме того, в отдельные мгновения сосредоточения вдруг, как в открытое ясное окно, вы видите всю страницу сразу одновременно с зеленой точкой в центре. Панорама страницы видится  выпукло, ясно, отчетливо, это бывает недолго, всего несколько мгновений, но этого достаточно. Именно это и есть награда и красноречивое свидетельство успешности ваших тренировок.

Ниже приводится текст с зеленой точкой, который необходимо напечатать на отдельный лист формата А4 и наклеить на плотный картон. Текст, с которым придется упражняться на протяжении трех месяцев ежедневно без перерывов непосредственно перед сном.



2 комментария: