15 июля 2012

Быстрое чтение. Урок девятый. Чтение и память.


Современная наука определяет память как систему запоминания, хранения и воспроизведения информации.
Говоря о памяти, стоит знать о следующих ее параметрах.
Первое. Информационная емкость мозга практически безгранична. По оценкам ученых она составляет 2,8 х 1020  битов. Так что повышение скорости чтения в несколько раз и соответственно повышение оперативной  переработки текстовой информации перегрузкой мозгу никак не грозят.
Второе.
Человек способен одновременно, не считая, воспринять своим взором безошибочно до семи предметов. Причем, это срабатывает и в том случае, если имеет место семь цифр, слов, предложений,текстов или, скажем, идей. Если этих предметов до семи, мозг запоминает их без больших проблем. Но если их более семи, то очень высока вероятность того, что какой-то из этих предметов не будет запомнен.
 Именно поэтому  число блоков интегрального алгоритма чтения равно семи. Добавлю также, что для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединять считываемую информацию в более крупные информативно-смысловые блоки (желательно на уровне идеи, а не отдельных слов или словосочетаний).  Это потому, что объем оперативного восприятия зависит не от количества общей информации, а от числа группировок (блоков) символов, или “кусков” информации. И поэтому, чтобы повысить эффективность чтения (т.е. запомнить как можно больший объем информации за раз), нужно сделать содержание этих группировок (блоков) более объемными, в частности на уровне идей (мыслей). Понятно, что в идеях “сжато” больше информации, чем в отдельных словах, словосочетаниях и даже предложениях.
Теперь несколько слов о запоминании.
Запоминание — это процесс памяти, в результате которого закрепляется новое и существенное для нас знание. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все то, что мы прочитываем.
Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым.
Опущу формулировки и скажу, что непроизвольное запоминание является гораздо более продуктивным, чем произвольное. При непроизвольном запоминании читатель не  ставит конкретную цель запомнить что-то из прочитанного. Это тот самый случай, когда говорят, что “запомнилось само собой”. Запоминается непроизвольно, само собой что-то необычное, занимательное, то, что вызвало сильные переживания. Кроме того, легко запоминается прочитанное, когда выполняемая работа носит активный, эмоционально приподнятый творческий характер. К примеру, когда специалист увлечен изучением важной научно-технической проблемы и читает литературу, чтобы найти пути ее решения. При этом он не ставит цели запомнить прочитанное и ему не надо запоминать найденный материал. Но нужное в этом случае запоминается само собой, и такой вид запоминания наиболее эффективен.
В условиях быстрого чтения роль непроизвольного запоминания особенно велика, и во многих случаях только при его помощи можно впоследствии сознательно и продуктивно запомнить весь текст. В этих случаях оно не только желательно, но и обязательно.
 Вывод: при обучении быстрому чтению основное внимание должно быть обращено на создание эмоционально благоприятных условий, при которых непроизвольное запоминание активизируется.
Что касается механического и смыслового, то здесь предпочтение на стороне смыслового. Механическое запоминание, когда читатель пытается запомнить прочитанное путем многократных повторений (зубрежки) без попытки понять смысл текста, крайне непродуктивно.
Осмысленное запоминание основывается на сокращении количества информации в результате его фильтрации и поэтому оно более экономично и емко. Продуктивность осмысленного запоминания по подсчетам ученых в 20 раз выше механического.
Материал, понятый в процессе чтения, более эффективно усваивается памятью. В этом случае запоминаются не столько слова и предложения, сколько мысли, которыми они обозначаются.
Таким образом, делаем вывод: чтобы улучшить запоминание, необходимо перевести содержание текста на язык собственных мыслей.
Запомнили материал, а что же дальше? Теперь надо не забыть, а сохранить его в голове. Однако, хранение информации связано с некоторой ее потерей.
Забывание ─ сложный и неравномерный процесс. Оказывается, что наибольший объем информации забывается в первые же часы после прочтения текста.
Как же предотвратить это и удержать информацию в памяти? В первую очередь, необходимо повторить материал сразу же после его прочтения. Затем полезно пересказать прочитанное в соответствии с блоками интегрального алгоритма, в результате чего повышается эффективность закрепления информации, и материал переводится на язык собственных мыслей.
Итак, мы разобрали основные особенности механизма памяти. Остается вопрос: как же все-таки развить и улучшить природную память?
Полезно выполнять практические упражнения по тренировке памяти. Но для достижения результата необходимо верить в успех тренировок и настойчиво работать в этом направлении.
В заключение приведем основные выводы.
1. Быстрое чтение активизирует процессы мышления и запоминания, т.е. способствует тренировке памяти, без ее перегрузки.
2. По формуле американского психолога Дж. Миллера, человек запоминает емко, глубоко и прочно только в том случае, если поступающая информация распределяется в блоки, число которых не более семи. Всегда следуйте интегральному алгоритму чтения, содержащему семь блоков.
3. Самым эффективным является непроизвольное запоминание при положительных эмоциях. Быстрое чтение реализует именно это. Если знаешь, с какой целью читаешь и читаешь с эмоциональной настроенностью, то нужное запоминается само собой.
4. Осмысленное запоминание, основанное на перекодировании принимаемого сообщения на язык собственных мыслей, в 20 раз продуктивнее механического. Быстрое чтение всегда реализует эту свертку текста на основе дифференциального алгоритма чтения.
5. Повторение прочитанного непосредственно после окончания чтения снижает забывание информации в несколько раз. Повторяйте прочитанное для конкретной проверки заполнения блоков интегрального алгоритма чтения сразу же по окончании его.
 Итак, мы уже знаем, что быстрое чтение создает оптимальные условия для совершенствования запоминания. Но очень полезно еще и знать свой тип памяти.
Различают обычно 4 вида памяти: 1) зрительную, 2) слуховую, 3) моторную (двигательную) и 4)смешанную.
А как установить свой тип памяти?
Если чтобы вспомнить какую-нибудь  мысль, формулу, цифру и т.п. из прочитанного, вы пытаетесь вспомнить в каком месте страницы, каким шрифтом и т.д. нужное отпечатано, то у вас лучше всего развита зрительная память. Человек с такой памятью особенно хорошо запоминает то, что схватывает взглядом (иллюстрации, чертежи, формулы и т.д.), а также то, что сам подчеркивает, особенно цветным карандашом.
Если же вы легче запоминаете то, что слушаете (например, лекцию, объяснения руководителя, доклад), а не то, что вычитываете молча, если вы прочнее запоминаете, когда читаете вслух,─ значит, у вас развита слуховая память. Человеку с такой памятью следует больше слушать лекций и радиопередач.
Если же вы легче запоминаете, когда запишите или произнесете что-нибудь вслух, значит у вас моторный тип памяти. В этом случае память человека легче усваивает материал, когда он совершает те или иные движения: записывает, зарисовывает, читает вслух, расхаживая по комнате. Моторный тип памяти довольно распространен.
У большинства же людей развита смешанная память, то есть у них в той или иной степени есть элементы всех трех типов памяти. В этом случае полезно более или менее равномерно пользоваться всеми приемами: чтением про себя, записью, слушанием лекций и бесед, собственным пересказом.
По данным психологии восприятия, человек с любым типом памяти усваивает материал значительно лучше тогда, когда он гибко использует все три основных способа (и зрительный, и слуховой, и двигательный), чем при использовании только одного своего доминирующего (скажем, зрительного).
Для того чтобы облегчить запоминание читаемого материала, необходимо читать его небольшими частями. Более трудный материал читайте на свежую память, а позже, когда устанете, более легкий. Прочное запоминание достигается не тем, что одно и то же место читаете много раз подряд сходу и в один день, а тем, что сосредоточенное чтение повторяется в течение нескольких дней.
Профессор Ф.Лезер в своей книге “Тренировка памяти” рекомендует так повторять значимый для читателя материал:
1)Непосредственно после восприятия текста повторяйте главную информацию в течение 20 секунд.
Следите за тем,чтобы воспринятая информация (которая не должна быть потеряна) сохранилась у вас в памяти сразу после восприятия в течение времени, большего 20 секунд.
2) Промежутки времени между контрольными повторениями одного и того же текста должны быть как можно больше.
3) Промежутки времени между контрольными повторениями необходимо постоянно увеличивать.
Поскольку больше всего информации теряется на ранней стадии закрепления материала, то повторения на этой стадии нужно производить возможно чаще, а затем делать их все более редкими, но делать их надо обязательно.
4) Заучивать текст надо как можно точнее, т.е. всегда выше уровня допустимой импровизации при пересказе.
Как показывает опыт, число повторений при разучивании должно быть таким, чтобы основная информация была усвоена несколько выше того уровня, который вам представляется достаточным для повторного воспроизведения.
5) По возможности материал лучше заучивать целиком и дословно, как заучивает роль актер.
Если объем усваиваемой информации не слишком велик, ее следует запечатлеть сразу за один прием и повторять как единое смысловое целое. Здесь во многом помогают разнообразные методики разучивания ролей.
6) Беспорядочное и однообразное повторное чтение любого текста бессмысленно. Не забывайте, что количество повторных чтений следует свести к минимуму, но при этом значимый материал нужно повторять по памяти столько раз, сколько потребуется для прочного запоминания. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий