05 июня 2012

Быстрое чтение. Урок восьмой. Тренировка внимания.


Все те навыки, которые были приобретены за время наших занятий, конечно же, крайне важны для обучения быстрому чтению. Однако, без навыка повышенного внимания достичь цели будет крайне проблематично.
Мы уже знакомы с одним очень важным упражнением для тренировки внимания, с упражнением на созерцание зеленой точки. В сегодняшнем уроке мы познакомимся еще с двумя упражнениями на тренировку внимания.
Особенность этих упражнений состоит в том, что им необходимо будет уделить очень длительное время для тренировок, потому что устойчивый навык сосредоточения формируется достаточно медленно.
И потому, чтобы максимально эффективно использовать время обучения, я бы посоветовал не ограничиваться только этими упражнениями.
Я рекомендую сделать процесс приобретения навыка повышенного внимания как бы беспрерывным процессом. Везде, где бы вы не находились, старайтесь проявлять повышенное внимание ко всему, к чему только возможно. Старайтесь запоминать мельчайшие детали того или иного предмета, который попадается вам на пути.
Причем, использовать метод “беспрерывного обучения” я бы порекомендовал не только для освоения сегодняшнего урока для развития устойчивого внимания, а вообще для освоения любого иного начинания.
К примеру, этот метод можно было эффективно использовать и для развития периферического поля зрения. Говорю это с большим опозданием ─ об этом надо было упомянуть в соответствующем шестом уроке. Развивать периферическое зрение можно не только созерцая зеленую точку или выполняя упражнения с таблицами Шульте, но и когда у вас под рукой нет соответствующих предметов.
Это можно делать везде и всегда, даже когда вы отдыхаете. Просто надо об этом помнить и куда бы не был направлен ваш взор, вы должны одновременно периферическим зрением стараться охватить максимально возможное, что находится у вас сверху, снизу, слева и справа от глаз.
Повторюсь, что нахожу этот метод очень эффективным дополнением для освоения многих упражнений. Сам это применял неоднократно. Но сейчас мы перейдем к теме нашего сегодняшнего урока.
Упражнения для развития устойчивого внимания.
Упражнение1. Возьмите небольшой предмет (монету, обручальное кольцо или перстень), рассмотрите его повнимательней в течение 1─1,5 минут. Уберите предмет и опишите его (письменно). Вы должны описать предмет очень подробно. Затем посмотрите на него снова, выявите ошибки и дополните описание.
Постепенно переходите к более сложным предметам (часы, авторучка, настольная лампа) и затем к картинам знаменитых художников. Обязательно сверяйте описанное вами изображение с оригиналом. Стремитесь до тонкостей, до мельчайших подробностей описать предмет. При тренировках на картинах художников развивайте в себе чувство образного мышления по схеме: от ощущений к настроению и от настроения к состоянию.
Упражнение2. Здесь используются таблицы Шульте, с которыми вы уже тренировались. Дополнительно к комплекту таблиц нужно сделать три шаблона-маски. Это лист плотной бумаги, который по размеру совпадает с таблицей Шульте и в котором произвольно вырезаны окошки (соответственно пять, семь, девять). Шаблон-маску накладывают на таблицу Шульте ─ в окошках теперь будут видны пять, семь или девять цифр очередной таблицы в зависимости от типа шаблона. Наложив шаблон на таблицу на 5-10 секунд, всмотритесь в цифры в вырезах шаблона, затем, закрыв их, запишите по памяти и проверьте правильность ответа. Начинать тренировки следует с шаблоном, имеющим пять вырезов, затем семь и, наконец, перейти к тренировкам с шаблоном, имеющим девять вырезов. Постепенно сокращайте время наблюдения и доведите его до 5 секунд.
Порядок тренировок.
Ежедневно выполнять упражнение на созерцание зеленой точки. Кроме  этого, регулярно выполнять упражнения 1 и 2.  Прочитать контрольный текст объемом 7─7,5 тыс. знаков. При чтении необходимо концентрировать внимание на фактографических данных. Помнить об интегральном и дифференциальном алгоритме чтения. Взгляд ваш двигается только по центру колонки текста. Заметить общее время чтения, ответить на 10 контрольных вопросов и подсчитать скорость чтения. Определить увеличение скорости чтения и занести данные в график.

Комментариев нет:

Отправить комментарий