25 мая 2011

Аштарашки. Правила игры.

Игра шашечного типа "Аштарашки" (от названия города Аштарак, в котором я, Халафян Юрий Кимович, автор этой игры, проживаю). 

  1. Необходимые для игры принадлежности.
1.1. Игра проводится на обычной 64-клеточной шахматной доске.
1.2. Для игры необходимы с каждой стороны по 12 (соответственно, белых и черных) игровых камней (ИК).
1.3. В аштарашках имеются 3 группы игровых камней — 1 (единицы), 2 (двойки) и 3 (тройки) — по 4 камня в каждой группе. Цифры (1, 2 и 3) обозначаются с обеих сторон шашек (сверху и снизу).
1.4. Для игры необходимы также кружочки или квадратики из картона, бумаги и т.д., с размером, позволяющим вкладывать их в выем перевернутой шашки, чтобы при необходимости (об этом будет сказано ниже) закрыть номер шашки.
   2. Исходное построение.
2.1. Белые шашки выстраиваются на следующих полях доски:
ИК 1 – b2, c1, e1, h2; ИК 2 – a3, d2, f2, g3; ИК 3 – a1, c3, e3, g1.
2.2. Черные шашки располагаются на следующих полях:
ИК 1 – a7, d8, f8, g7; ИК 2 – b6, c7, e7, h6; ИК 3 – b8, d6, f6, h8.

   3. Ходы и взятие (выигрыш) игровых камней соперника.
3.1. ИК ходят как в шашках по черным клеткам доски.
3.2. Камни, главным образом, ходят вперед на одно поле. Однако, могут ходить и назад также на одно поле, но с определенными ограничениями.
3.3. ИК бьют подобно пешкам в шахматах наискосок, с той разницей, что выигрывать можно как вперед, так и назад. Кроме того, можно бить как одну шашку, так и более, если выигрываемые камни расположены рядом на соответственно расположенных клетках. (Пример в п. 7.2.).
3.4. Шашки, находящиеся под боем, бить обязательно.
3.5. В отличие от других видов шашек, в аштарашках ИК бьют по-особому (не без разбора). Так, единица бьет тройку, тройка бьет двойку, а двойка бьет единицу . Таким образом, каждый камень может бить один и быть битым другим камнем. Коротко и наглядно это выглядит так:
3 : 2 : 1 : 3.
3.6. Правила взятия (выигрыша) камней, в зависимости от того, сделали шашки ход назад или нет, следующие.
3.6.1. Камни, ни разу не сделавшие хода назад, называются полноправными и обозначаются при записи партии буквой "M" ("M1", "M2" и "M3"). На них распространяются все правила, описанные выше.
3.6.2. Камень, сделавший один ход назад, называется отступившим. При записи обозначается буквой "V" ("V1", "V2" и "V3"). Отступивший камень лишается права бить камни соперника. Однако, выиграть его по-прежнему может только соответствующий полноправный камень соперника. Так например, отступившую единицу может взять (выиграть) только полноправная двойка, отступившую двойку – только полноправная тройка, а отступившую тройку – только полноправная единица. Для того, чтобы отличать отступивший камень от полноправных, его переворачивают (подобно дамке в традиционных шашках).
3.6.3. Камень, сделавший два раза по ходу назад (дважды отступивший), обозначается буквой "W". Дважды отступивший камень может быть выигран любым полноправным камнем соперника. Для отличия его от других шашек, в него ( до этого уже ранее перевернутого) вкладывается кружочек или квадратик бумаги, картона и т.д., чтобы закрыть номер.
3.6.4. Камень, сделавший третий ход назад (трижды отступивший), считается ликвидированным (выигранным) и снимается с доски. Ликвидация может быть как добровольной (самоликвидация), так и вынужденной (когда это вынуждает сделать соперник). При записи обозначается буквой "Z" (В ранней версии правил игры было "X"). Возможны ситуации в ходе игры, когда самоликвидация может быть целесообразным и даже сильным ходом. (Пример в п.7.3.).
3.6.5. Если ни у одной из шашек игрока нет ходов вперед, но есть ход (ходы) назад, ходить назад обязательно. Даже в том случае, если это третий ход назад, приводящий к ликвидации (снятию с доски) этой шашки.
3.7. Шашки, достигшие последней (финишной) горизонтали, выбывают из активной игры: они не могут ни ходить, ни бить и не могут быть биты. Это правило распространяется и на случаи, когда шашка проходит на последнюю горизонталь, выиграв камень соперника, и имеет возможность одновременно выиграть рядом стоящий камень. Бить в подобных случаях очередной стоящий под ударом камень нельзя, так как, попав на поле финишной горизонтали, камень выбывает из активной игры.
3.8. Выбор именно латинских букв M, V, W и Z для обозначения камней объясняется их удобством для запоминания.
M – полноправный камень в игре и "стоит на ногах” (ножки буквы M также направлены вниз).
V – перевернутый камень (соответственно перевернута и буква V – ножки буквы направлены вверх).
W – дважды отступивший и перевернутый камень. Очертания буквы W похожи на две перевернутые буквы V.
Z – ликвидированный, окончивший игру и снятый  с доски игровой камень. Z – последняя буква, конец латинского алфавита.
   4. Цель игры и выигрыш в партии.
4.1. Целью игры является провести 4 своих камня на 4 поля последней горизонтали (по одному на каждое поле). Не имеет значения, какие это будут камни: M, V или W. Выигравшим признается игрок, который либо:
4.1.1. первым проведет 4 своих камня на 4 поля последней горизонтали;
4.1.2. заблокирует ИК соперника таким образом, чтобы у них не было возможности сделать очередной ход ни вперед, ни назад. (Пример в п. 7.4.);
4.1.3. выиграет все шашки соперника.
4.2. В первых двух случаях (4.1.1. и 4.1.2.) победа считается простой. Победителю присуждается 1 очко.
4.3. В случае 4.1.3. – выигрыш всех ИК соперника (независимо от того, сколько ИК осталось у победителя) – выигрыш считается чистым или полным. За такую победу присуждается 2 очка.
4.4. Если нет возможности занять все 4 финишных поля, в случае, когда у одного либо обоих игроков осталось меньше 4-х камней, победитель определяется следующим образом.
4.4.1. Если у игроков осталось равное число шашек меньше 4 –х (по одной, по две или по три), выигравшим считается тот, кто первым провел все свои камни на финишную горизонталь, либо заблокировал шашку (шашки) соперника, лишив ее (их) возможности сделать очередной ход. Как видно, это пункт правил соответствует вышеописанным основным положениям правил игры.
4.4.2. Если же у одного из игроков осталось больше шашек на момент завершения игры, чем у соперника и они не заблокированы (это правило действует только в случаях, когда у обоих соперников, или хотя бы у одного из них, осталось меньше четырех шашек), то независимо от того, кто из них провел все камни на финишную горизонталь, а кто – нет, победителем признается тот, у кого осталось больше камней. Иными словами, тот, кто выиграл больше камней соперника. Как видим, в этом случае (если у игроков осталось менее четырех ИК при неравном их количестве) есть небольшое отклонение от вышеописанных основных положений правил игры.
4.4.3. Партия считается завершенной на момент, когда:
а) один из игроков провел 4-й либо последний (если у него осталось менее четырех) ИК на финишную горизонталь;
б) у игрока, чей камень заблокирован, нет возможности сделать очередной ход ни вперед, ни назад;
в) игрок выиграл все шашки соперника;
г) один из игроков сыграл назад единственным оставшимся камнем W, и после ликвидации его остался без активных ИК (в том числе, и без заблокированных);
д) один из соперников признал себя побежденным (сдался) досрочно, не дожидаясь фактического завершения партии.
4.5. Ничейные результаты партий исключаются и невозможны ни при каких условиях.
4.6. За простой выигрыш начисляется 1 очко, за чистый (полный) выигрыш – 2 очка, за проигрыш – 0 очков.
   5. Счет по баллам.
5.1. Счет по баллам не имеет решающего значения. Он играет второстепенную роль после счета по очкам и имеет определенное сходство с разностью забитых и пропущенных мячей в футболе. Баллы могут учитываться в основном для определения победителя при равном количестве очков в турнирах.
5.2. Баллы начисляются за каждый камень, проведенный на последнюю горизонталь. Каждый дошедший до финишной горизонтали полноправный камень M приносит 3 балла, отступивший V–2 балла и дважды отступивший W – 1 балл.
5.3. Возможны случаи, когда игрок одерживает победу в партии с отрицательным результатом по баллам.
Например, такой вариант возможен, если победитель партии проведет на финишную горизонталь 4 дважды отступивших ИК, а проигравший – 3 полноправных. В этом случае счет по баллам будет 4:9.
Такое возможно также в некоторых случаях победы путем заблокирования шашек соперника. Или, например, при победе, когда у проигравшего осталось меньше 4-х камней (к примеру, 2) и он их оба провел на финишную горизонталь, а у выигравшего осталось 3 или более камня и, к примеру, ни один не дошел до финишной горизонтали (или дошел только один). 
5.4. Счет по баллам определяется по количеству прошедших на последнюю горизонталь камней на момент завершения либо досрочного прекращения игры.
   6.Запись ходов.
6.1. Запись ходов в аштарашках имеет некоторое сходство с записями в шахматах.
Пример для тихого хода: M1a3­­—b4, где M1 – игровой камень,
a3—b4 – перемещение шашки M1 с поля a3 на b4. В этом случае используется "—" (длинное тире).
В сокращенной нотации: M1b4 – т.е. перемещение M1 на поле b4.
6.2. Выигрыш (взятие) камней соперника записывается следующим образом:
M2c5:b6 – шашка M2, расположенная на поле c5, бьет игровой камень на поле b6.
В сокращенной нотации то же самое – M2:b6.
6.3. Выигрыши более одного камня записываются так: M2:b6:c7:b8.
6.4. Полноправные шашки M1, M2 и M3, сделавшие 1 ход назад, обозначаются в конце записи хода соответственно буквами V1, V2 и V3. Пример: M1c5—b4V.  Сокращенно: M1b4V.
6.5. Отступившие шашки V1, V2 и V3, сделав во второй раз ход назад, обозначаются буквой W.
Пример: V1b4—a3W. Сокращенно: V1a3W. Дважды отступившие камни W могут быть биты любым полноправным камнем M (M1, M2 и M3).
6.6. Дважды отступившие шашки W, сделав в третий раз ход назад, считаются выигранными и снимаются с игровой доски. Пример: Wa3—b2Z. Коротко: Wb2Z.
6.7. Чтобы указать, что на игровой доске имеется более одного (к примеру, три) камня M1 на полях a5, c1 и e1, необходимо поступить следующим образом. Сначала надо записать "M1", затем знак “ – “ (тире) и далее "a5, c1, e1". Пример: M1–a5, c1, e1. В отличие от тихого хода (п. 6.1.) здесь, при записи позиции, применяется "–" (короткое, а не длинное тире ).
6.8. Запись ходов партии осуществляется в следующем порядке. Сначала указывается порядковый номер хода и рядом ставится точка. Затем записывают ход белых и далее на той же строке справа ход черных.
6.9. Выигрыш в партии вне зависимости от того, каким образом он был осуществлен (4.1.1., 4.1.2., 4.1.3., 4.4.1., 4.4.2.), обозначается знаком "#" под строкой записи последнего хода и, в зависимости от того была одержана простая или чистая победа, рядом указывается счет "1:0" или "2:0", если выиграли белые и, соответственно,"0:1" или "0:2", если победили черные.
6.10. Запись позиции (к примеру, отложенной партии или этюда) осуществляется в следующем порядке. Сначала записывают ИК белых в следующей последовательности: M1, M2, M3, V1, V2, V3, W, затем ИК черных в том же порядке.
Очередность написания полей, на которых расположены ИК, осуществляется в алфавитном порядке от вертикали "a" к вертикали "h", а если на одной вертикали находится более одного камня одной группы, то их записывают в очередности от 1 горизонтали к 8-ой.
Например, из четырех ИК M1 три расположены на полях пятой горизонтали вертикалей "a", "c" и "g" и еще один камень на третьей горизонтали вертикали "c". Очередность их записи будет следующая: M1 – a5, c3, c5, g5.
6.11. В некоторых случаях (например, в этюдах, задачах и т.д.), когда нет необходимости указывать конкретно какие ИК (M, V или W) расположены на финишной горизонтали, допускается обозначать эти ИК буквой "F" ("finish"). 
   7. Дополнительные разъяснения.
7.1. Дополнение к п.2. Исходное построение.
Чтобы легче запомнить исходное расположение игровых камней, надо освоить следующее.
На двух полях в середине 1-ой от игрока горизонтали располагаются две единицы (на c1 и e1 – у белых и на d8 и f8 – у черных).
На двух серединных полях 2-ой горизонтали – две двойки (на d2 и f2 – у белых и на c7 и e7 – у черных).
В серединных клетках 3-ей горизонтали размещаются две тройки (у белых на c3 и e3 и у черных на d6 и f6).
На крайних клетках горизонталей размещаются игровые камни той группы, которых бьют расположенные в серединных клетках этой же горизонтали камни.
Так, на крайних полях 1-ой горизонтали (где в середине размещены две единицы) располагаются две тройки (у белых на a1 и g1 и у черных на b8 и h8).
На крайних полях 2-ой горизонтали (где в середине двойки) размещаются две единицы (b2 и h2 – у белых и a7 и g7 – у черных).
На двух полях по краям 3-ей горизонтали устанавливают, соответственно, две двойки (белые на a3 и g3 и черные на b6 и h6).
Итак, коротко:
На серединных полях 1-ой горизонтали размещаются 1 (единицы),
на серединных полях 2-ой горизонтали – 2 (двойки),
на серединных полях 3-ей горизонтали – 3 (тройки).
По краям размещаются:
На 1-ой горизонтали – 3 (тройки),
на 2-ой горизонтали – 1 (единицы),
на 3-ей горизонтали – 2 (двойки).
7.2. Пример к пункту правил 3.3.  Белый камень М3 расположен на поле d4, черные камни М2 – на полях c5, b6 и a5. Белый камень М3 может выиграть одновременно три камня М2 черных. Запись одновременного выигрыша трех камней выглядит так: М3:c5:b6:a5.
7.3. Пример к п. 3.6.4. Позиция следующая:
Белые: M1h8, M2 – d8, f8; Wb4
Черные: M1a1, M2e1, M3f2
Белые имеют 4 камня, на 1 камень больше, и уже 3 провели на финиш. У черных 3 камня, из них 2 уже дошли до финиша, а 1 в шаге от этого. Ход белых. В этой ситуации самое верное сделать ход назад камнем W и тем самым, добровольно ликвидировав последний активный игровой камень, завершить игру. В этом случае счет по баллам будет 9:6 в пользу белых. Если же W белых сыграет вперед (то есть не самоликвидируется), черные следующим ходом сыграют M3g1 и хоть также проиграют партию по очкам, но счет по баллам в этом случае будет 9:9.
7.4. Пример к п.4.1.2.  Рассмотрим следующую позицию.
Белые:  M1 – a3, c1; M2a5, M3f6.
Черные: M1g1, M2c5, M3 – e1, h8. Ход черных.
В данной позиции у черных отличные шансы на выигрыш. Они уже провели 2 камня на финиш и без проблем могут довести игру до выигрыша. Достаточно сыграть 1…  M3g7. Однако, на неосторожный ход черных 1…  M2b4 черные попадают в ловушку и проигрывают. Следует ответ белых 2. M3g7   M2:a3. Это вынужденный ответ черных, так как. бить обязательно.
3.M2b4V   M2b2
4.V2c5    M2:c1 Черный М2 вынужденно бьет камень белых на с1 и, достигнув финишной горизонтали, выбывает из активной игры. Далее на любой ход белой шашки V2, например, 5.V2b6  черные не имеют хода, т.к. их единственный оставшийся в активной игре камень М3 на h8 заблокирован и не имеет хода. Таким образом, черные в результате одного неосторожного хода проигрывают партию.

   8. Этюды. (Ответы на этюды находятся здесь).  
8.1. Этюд №1. Белые: M1c5, M2 – b4, d8; M3 – b8, g3, h8.
Черные:   M1 – b2, e1, h4; M2c1, M3g1. Белые начинают и выигрывают.

8.2. Этюд №2. Белые: M1 – c1, f6; M2c7; M3h6.
Черные: M1 – a1, g1; M2 – e1, f8; M3 – a7, h8.
Белые начинают и выигрывают.

8.3. Этюд №3. Белые: M1 – b6, f2; M2d6, V1g7.
Черные: M1d8, M3 – b8, h8.
Белые начинают и одерживают полную победу.

8.4. Этюд №4. Белые: V2c1, M2 – d6, g1.
Черные: M1 – a1, e1; M2 – d2, f2.
Белые начинают и выигрывают.

8.5. Этюд №5. Белые: M1 – b8, c3, d4, h2; M2f8, M3 – d8, f2.
Черные: M1 – a1, c1, c5; M2 – e1, f4, h6; M3h8.
Ход белых. Определить чей выигрыш?


9. В блоге можно найти также краткую версию и, кроме того, видеоверсию Правил игры.

Дополнительные материалы об аштарашках можно найти также здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий