14 августа 2011

Аштарашки. Правила игры и ознакомительная партия.



Прежде чем показать ознакомительную партию, сначала в очень короткой форме расскажу о правилах игры.
Подробное описание Правил игры уже имеется на моем блоге и в текстовой форме, и в видеоварианте. И тем не менее, поскольку игра новая и возможно не всем до конца понятная, думаю, это короткое описание лишним не будет.
Итак, в аштарашках имеются три группы игровых камней: единички, двойки и тройки.
Исходное построение таково. Белые единицы располагаются на полях b2, c1, e1, h2; двойки – на клетках a3, d2, f2, g3 и тройки на a1, c3, e3, g1.
Черные единицы – a7, d8, f8, g7; двойки – b6, c7, e7, h6; тройки – b8, d6, f6, h8.
Игровые камни ходят по черным клеткам доски. Ходят и вперед, и назад, но назад – с определенными ограничениями.
Камни, не сделавшие ни единого хода назад, называются полноправными (при записи обозначаются, соответственно, М1, М2, М3). Только полноправные камни имеют право бить камни соперника. Тройка бьет двойку соперника, двойка бьет единицу, а единица бьет тройку.
Камни, сделавшие во время игры один ход назад, называются отступившими (во время записи обозначаются V1, V2, V3). Чтобы отличить  от остальных камней, их переворачивают (подобно дамкам в шашках). Отступившие камни лишаются права бить камни соперника, но бить их могут по-прежнему только соответствующие камни соперника. Например, перевернутую единицу может бить только полноправная двойка соперника, двойку может бить тройка, а тройку бьет единица.
Камни, сделавшие по ходу игры второй раз шаг назад, называются дважды отступившими (обозначаются буквой W). Чтобы отличить дважды отступивший камень, в него, уже 1 раз перевернутого, кладется кусочек бумаги, картона и т.п., чтобы закрыть номер камня. Любой дважды отступивший камень может быть битым любым полноправным камнем соперника.
Если по ходу игры дважды отступивший камень сделает третий ход назад, то он будет считаться выигранным и снимется с игровой доски. Иногда этот ход может быть очень сильным и даже единственно верным. Подобный пример можно посмотреть в этюде № 8.
Бьют игровые камни в аштарашках как вперед, так и назад. Если выпадает случай, то бить обязательно.
Чтобы выиграть в аштарашках, необходимо либо первым провести 4 своих камня на 4 клетки последней горизонтали, либо заблокировать камень соперника, чтобы у него не было возможности сделать очередной ход. Такого рода победы называются простыми, за них присуждается 1 очко. Кроме того, особой победой считается выигрыш всех камней соперника, т.е. полная, или чистая победа. За полную победу присуждается 2 очка.     
Если у соперников осталось меньше 4-х камней на конец игры, то правила выигрыша следующие.
Если у игроков на момент завершения игры осталось меньше 4-х камней, но одинаковое число, то выигравшим признается тот, кто либо первым провел все свои камни на финишную горизонталь, либо заблокировал камни соперника, лишив его возможности сделать очередной ход.
Если у соперников на момент окончания игры осталось меньше 4-х камней, но у них разное количество шашек, то выигравшим является тот, у кого осталось больше камней, если его камни не заблокированы.
Ничьи в аштарашках невозможны ни при каких обстоятельствах.
Камень, достигший поля на последней горизонтали выбывает из активной игры. Он не может бить сам и не может быть битым камнем соперника и пассивно остается на последней горизонтали до конца игры.
В случае необходимости с подробностями  можно ознакомиться в статье о Правилах игры, либо в видеоролике “Аштарашки – 1”.
А теперь перейдем к ознакомительной партии.
Конечно, в партии далеко не все ходы являются безупречно точными (все-таки ее играли дети), но для того, чтобы ознакомить с игрой, считаю эту партию вполне полезной.
Итак, начнем.
1. M3cd4       Этот первый ход белых означает, что полноправный камень М3 с поля  “c” пошел на “d4”. Обычно указывать с какой клетки пошел камень нет необходимости. Но в данном случае “с” указано потому, что и другой камень белых М3, расположенный на “е3” мог пойти на это же поле “d4”(в этом случае мы бы записали M3ed4). Но в большинстве случаев просто указывается камень и поле, на которое он пошел.
1.  …          M3de5    Ответ черных означает, что M3 черных пошел с поля “d” на поле “e5”.
2. M3f4     M2a5      Здесь нет нужды указывать с какого поля пошли камни.
3. M2b4     M3g5
4. M2c3      M1f6
5. M1cd2    M3d6V   Эта запись означает, что М3 черных пошел назад на d6 и превратился в отступивший камень  V3. На доске этот камень, как говорилось выше, переворачивается, чтобы отличать его от полноправных камней.
6. M1e3      V3c5
7. M1d2      M2ed6
8. M2h4      M3:h4    Знак “:” означает, что M3 бьет камень, расположенный на h4.
9. M1g3      M2e5
10. M1:h4   M1de7
11. M3f:e5   M1:e5:d4     М1 бьет 2 камня на e5 и d4.
12. M2:d4     M2g5
13. M3h2     M2:h4
14. M3g3      M2g5V
15. M2e5      M3g7
16. M2d6      M1f6
17. M1d4      M2b6
18. M1:c5     M2:c5
19. M1e3      M2d4
20. M1f4       M2c3
21. M1e5      M2:b2
22. M3:b2     M1b6
23. M2e7      V2f4
24. M3:f4     M1g5
25. M2:f8     M1:f4
26. M3c3     M3a7
27. M1f6     M3h6
28. M2c5    M1c7V
29. M2d6    M3b6
30. M2:c7   M3:c7
31. M3b4    M2b6V
32. M2g3    M1e3
33. M2f4    M1d2
34. M1e7   M3g5
35. M2e5   M3f4
36. M2d6   M3:d6
37. M1:d6   M3e3      Сложилась ситуация, при которой камень V2 черных оказался в трудном положении. Если смогут белые выиграть его, значит победа будет за ними. Согласно правилам, если на момент окончания игры у соперников осталось менее 4-х камней, то выигравшим признается тот, у кого больше камней (т.е. тот, кто выиграл за партию больше шашек). Если же черным удастся спасти этот камень, и у соперников будет равное количество камней, то выигравшим будет тот, кто первым проведет все свои камни на финишную горизонталь.
38. M1c5V   M3d4V
39. M3a5   V2c7W   Здесь камень V2 черных сыграл во второй раз за партию назад. Теперь это дважды отступивший камень W, и чтобы отличать его, необходимо закрыть номерочек бумажкой или картонкой.    
40. V1d6         После этого хода белых сопротивление черных бесполезно, так как путь к побегу шашки W закрыт, а другие камни черных не имеют возможности помочь этому камню. Если же эта шашка W сделает ход назад (а это будет ее 3-ий ход назад), то она будет считаться выигранной и снимется с доски, что равносильно проигрышу этого камня.
Таким образом, продолжение партии бессмысленно, но поскольку это ознакомительная партия, я доведу ее до конца, чтобы было лучше понятно.
40.  …        M1c1
41. M3bV3e3      Если бы черный W пошел бы назад, то это бы записалось так – Wd8Z , где Z означает, что он снят с доски.
42. M3:c7   V3f2
43. M3b8    V3e1.   
      # 1 : 0                Победа белых со счетом 1:0.
Партия, которую я показал, дает только внешнее представление об игре. В аштарашках, также как и во многих интеллектуальных играх (таких как шахматы, шашки), партии могут получаться и очень красивыми, и не очень.
Но главная красота любой партии в самом процессе игры, в умственной борьбе соперников. Конкретно в этой партии также приходилось неоднократно находить непростые тактические и сиюминутные решения.
Из нескольких партий, которые у меня записаны, эта партия просто больше подходит в качестве некоего “учебного пособия”, т.е. она более полезна в плане ознакомления с правилами игры. Именно поэтому выбор показа пал на нее.
По настоящему оценить игру можно, сыграв в нее самому. Но для этого нужно, по крайней мере, хорошо знать правила игры, чтобы сконцентрироваться полностью на решении задач по ходу партии. А вообще-то побеждает в аштарашках тот, кто лучше мыслит тактически и может просчитывать больше ходов вперед, чем соперник.
И еще. Необходимо помнить, что в аштарашках не бывает ничейных результатов, и один или пара неточных ходов может из выигрышной сделать партию проигрышной. За ничью в этой игре не спрячешься. Играть в нее необходимо внимательно от начала и до конца.
И напоследок хочу пожелать всем удачи и приятного времяпровождения за игрой в аштарашки!


Дополнительные материалы об аштарашках можно найти также здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий