20 августа 2011

Так псевдо или все же вечные двигатели?


Заканчивая статью “Перспективы альтернативных источников энергии, АЭС и вечный двигатель”, я упомянул о намерении познакомить с некоторыми работающими “псевдо”-вечными двигателями и рассказать, почему устройства, которые реально могут работать бесконечно долго без влияния извне, совершая при этом полезную работу, принято называть не вечными, а псевдо-вечными. Так я сегодня и поступлю.
Итак, насколько известно, первый реально работающий без какого бы то ни было воздействия извне двигатель был создан выдающимся голландским инженером Корнелиусом Дреббелем. Его “вечные часы” были запатентованы еще в 1598 году.
Сам чертеж этого устройства не сохранился, но известно, что он представлял из себя сосуд, наполненный ртутью. При изменении температуры и давления уровень ртути поднимался либо опускался. И именно это движение вверх-вниз через поплавок подзаряжало “вечные часы” Дреббеля, которые могли работать таким образом сколь угодно долго.
В дальнейшем идея Дреббеля неоднократно использовалась иными изобретателями, в результате чего было создано немало двигателей, работающих на этом же принципе. Самым известным из них является барометрический двигатель англичанина Кокса. В 1770 году он представил свое изобретение, представляющее собой сосуд, наполненный двумястами (200) литрами ртути, который, имея конструктивные отличия, работал по тому же принципу и был предназначен также для заводки больших часов.
Другой оригинальный, очень интересный и в то же время простенький вариант вечных часов изобрел в середине XVIII века великий швейцарский часовщик Дроз. Главный движитель его часов представлял из себя изогнутую в виде полукольца двухслойную деталь (пружину). Внешняя часть этой детали была сделана из латуни, а внутренняя ее часть – из стали. Поскольку коэффициент теплового расширения латуни значительно больше, чем у стали, при повышении температуры воздуха эта деталь немножко прогибалась внутрь, а при понижении – она несколько выпрямлялась. И именно эти движения детали (прогибание и выпрямление) преобразовывались в однонаправленное вращение зубчатого колеса, с помощью которого и заводились часы. Понятно, что, поскольку температура воздуха в течение суток постоянно меняется (особенно существенна разность температур днем и ночью), часы будут постоянно подзаряжаться и работать без какого-либо физического воздействия со стороны.
Очень интересным решением вечного движения является игрушка “пьющая утка”, которая может бесконечно долго раскачиваться вокруг горизонтальной оси, попеременно опуская “головку” в воду и поднимая ее вверх.
Попробую объяснить, почему же вышеперечисленные устройства называются в науке не вечными, а псевдо-вечными двигателями, хотя могут без вмешательства извне работать сколько угодно долго.
Начну с того, что приведу еще одно определение вечного двигателя, распространенное в науке, согласно которому вечный двигатель (ВД) – это воображаемое устройство, способное производить работу в нарушение первого (ВД 1-го рода) или второго закона термодинамики (ВД 2-го рода).
В определении из энциклопедического словаря, которое было приведено в предыдущей статье этой темы, ключевым моментом была невозможность вечного движения без получения энергии извне ( хотя и там есть упоминание о нарушении законов физики). В этом же определении упор делается именно на невозможность производить работу в нарушение законов термодинамики. Иными словами, если, к примеру, есть гипотетический двигатель, производящий длительную работу без постороннего влияния, то этот двигатель согласно определению из энциклопедического словаря можно еще как-то считать вечным двигателем. Если же применить второе определение, то здесь получается, что будет он работать вечно или нет – это не главное. Главное в том, что производит он работу в нарушение законов физики или нет. Это первое.
И второе. Согласно науке невозможно создать двигатель, работающий в равновесной окружающей среде. Чтобы двигатель работал, необходимо, чтобы была разность потенциалов (давлений, температур и т.д.), и именно устройства, способные работать в равновесной среде (а как раз эту возможность отрицает официальная наука), и есть ВД.
Ну а как же быть с вышеописанными “псевдо” – вечными двигателями? Почему их так окрестили, ведь они могут и прекрасно работают в этой самой равновесной окружающей среде?
Для ответа на этот вопрос еще раз вспомним определение, согласно которому ВД – это воображаемое устройство, способное производить работу в нарушение законов термодинамики. Т.е. при выборе названия (вечный или нет) тот момент, что двигатель абсолютно “самостоятельно” работает очень длительное время без участия человека, без использования каких-либо энергоресурсов и при этом еще и совершает полезную работу отбрасывается на второй план. Обращается внимание только на то – производит он работу в нарушение или нет законов физики. Вот, если не найдут “нарушений”, только тогда его можно назвать ВД.
Таким образом, после длительных поисков подходящих причин было “найдено”, что устройства и Дреббеля, и Кокса, и Дроза, и другие, действительно работая в равновесной среде, используют все-таки разность потенциалов, хотя не в пространстве, но во времени. Т.е. они используют разность потенциалов, которая имеет место днем и ночью. А, следовательно, законы физики по-прежнему “верны и непоколебимы” и создать вечный двигатель “невозможно”. И самое большее, на что достойны эти двигатели, так это на приставку “псевдо”. Вот так вот стоит наука на страже собой же выдуманных постулатов.
А вообще-то вечный двигатель (perpetuum mobile) скорее имеет несколько иное смысловое значение. Это просто постоянное, непрерывное движение. Если исходить из этого простого и необремененного дополнительными условиями в угоду теоретическим положениям понимания, то все вышерассмотренные двигатели можно, не смущаясь, лишить этой  приставки “псевдо”. Ведь работают же они.           
Пару слов хочется сказать и о таком непререкаемом “авторитете” в мире науки как Парижская Академия наук (точнее о ее официальном постановлении). Общеизвестно постановление, принятое еще в 1775 году, в котором со всей категоричностью говорится об абсолютной невозможности создания ВД. Не стану обременять читателей цитированием этого постановления. Только скажу, что несмотря на то, что речь там идет о механическом варианте ВД, категоричность тона явно неуместна. Ведь на момент опубликования этого “прозорливого” постановления уже были запатентованы все те изобретения, о которых рассказывалось в настоящей статье. Можно было и насторожиться.
Что касается двигателя первого рода, думаю, не за горами и его появление. По крайней мере, мои шансы его создать считаю достаточно высокими.

Комментариев нет:

Отправить комментарий